Как нас зашляпил Марио: Наше знакомство с культовым персонажем

Сейчас усатый водопроводчик Марио — один из самых известныхперсонажей в игровой индустрии и символ Nintendo. О нём говорят изнают многие, игры с ним переиздаются и переделываются, а также егорады видеть гостем в других игровых франшизах. Но так было невсегда. Размышляя об этом герое в преддверии выхода Super MarioOdyssey, я поймал себя на мысли: «Интересно было бы узнать, чтозначит Марио, как герой игрового сериала и маскот, для нас и нашихчитателей». Посоветовавшись с коллегами, мы решили поговорить обэтом открыто, не забывая затронуть и вопрос значимостиводопроводных дел мастера для игровой индустрии.

Уверен, что у каждого своя история знакомства с Марио. Когда яучился в младших классах, то имел дома игровую консоль Rambo,которая была китайской копией древней Atari, с джойстиками имножеством вшитых игр. А у друга через два подъезда — восьмибитка,классическая Dendy, столь популярная в то время. Мы зависали у негов самые разные игры, но заветного Марио, о котором слышал каждыйребёнок в 1997 году, но видел не каждый — не было. Этот картридж,шедший в комплекте с консолью, он давно кому-то слил. Зато былиJackal, Contra, Rush’n’Attack, Life Force — счастье длякооперативного прохождения.

Всё это было классно, но Марио оставался на слуху. Я не помню,почему именно за него так все зацепились, ведь на просторах СНГсимволом Nintendo был вовсе не итальянец в красной шляпе, аслонёнок Денди! Моё заветное знакомство с Марио, к тому времени яего ещё нигде не видел, а только много-много слышал, произошло втом же 1997 году, даже позже, чем знакомство с Metal Gear. К томувремени я уде прошёл оригинальные приключения Снейка на КУВТ2 и«Денди». На мой день рождения, в середине августа, бабушка с дедомподарили мне восьмибитку. Я не помню её название, их тогдарасплодилось множество разных — чёрная консоль с синими кнопками,контроллерами-рогаликами вроде SEGA’овских, и кариком «миллионы игрна одной плате».

Именно на этом картридже первой игрой была Super Mario Bros, вкоторую я залип в первый же вечер. В чёрно-белом виде. Да, впервыеМарио зашляпил меня именно в таких тонах, и я не видел его краснойкепки. Телевизор «Электрон» почему-то выдавал изображение вчёрно-белом виде, как ни старался я крутить настройку канала.Решение нашлось на следующий день, когда дедушка вернулся с работыи, поковырявшись в консоли (гарантия? В топку!), нашёл в нейкакой-то хитрый регулятор. Оп-ля, и изображение залилоськрасками!

Я с удовольствием прошёл приключения Марио в первую же неделю, сдругом мы играли в кооперативе, сменяя Марио Луиджи и наоборот. Ноя не могу сказать, что в тот момент этот персонаж запал мне в душуили стал каким-то символом. Лишь спустя годы я узнал, что эта самаяпростенькая игра-платформер, в которой единственной сюжетной фразойбыла «Марио, твоей принцессы тут нет, она в другом замке», сталаодной из самых влиятельных во всей игровой индустрии, сформировавцелый жанр и создав несколько поколений игровых разработчиков. Досих пор многие игровые дизайнеры черпают вдохновение именно из игрпро Марио, потому что с точки зрения игрового дизайна они сотканыпрактически идеально.

По-настоящему зашляпил меня Марио в другой игре, и это не Dr.Mario.и не следующая Super Mario Bros., и даже не Mario Kart, которая мнене нравилась вовсе. Хотя восьмую часть я однозначно приобрету вколлекцию, когда-нибудь после Mario + Rabbids. Игрой, изменившеймоё отношение к Марио с нейтрального на восторженное, стала SuperMario 64 для консоли Nintendo 64. Данную систему прислала мамамоего друга, в то время жившая в Италии. Примерно раз в несколькомесяцев она присылала новые игры, и среди Forsaken, Banjo-Kazooie,Star Wars, 007 Golden Eye и Blast Corps оказались новые приключенияводопроводчика, трёхмерные и потрясающие.

Даже после великолепной Banjo-Kazooie, которую я до сих пор отношук одному из своих любимых трёхмерных платформеров, Super Mario 64смотрелась очень свежо, а игралась ещё лучше. Да и скачок в планеразнообразия игрового процесса был очень большим — теперь у нас былзамок с множеством уровней, которые надо было открывать при помощиспециальных звёзд, собирая их вокруг замка и на ранних, болеедешёвых этапах. Повествование стало более насыщенным диалогами исмыслом, визуально проект поражал воображение, а врагов,препятствий и испытаний стало намного, намного, намного больше.

После этой игры Марио занял в моём сердце особое место, и до сихпор находится в нём. Это персонаж, в какой-то мере сформировавшийменя, как игрока, пусть и не столь радикально, как это сделалидругие серии и отдельные игры, но своё заметное влияние он внёс.Для меня Марио — это всегда весёлые и яркие приключения, вызывающиеулыбку и дарящие массу положительных эмоций. Это игры с потрясающимигровым дизайном и решениями, по сей день вдохновляющимиразработчиков на создание чего-то нового в своих играх, а игроков —на погружение в дебри игрового дизайна, иногда даже с переходом натёмную сторону к печенькам. Для меня Марио — это вечный символигровой эпохи, который сияет по сей день, и мне откровенно нехочется, чтобы это сияние угасло. Когда я перещёл с NES на SEGA иPlayStation, мне чертовски не хватало Марио, и утолять жаждуприходилось эмуляторами, которые подарили мне ещё большеразнообразного опыта в приключениях с усатым героем — гонки,ролевые игры и новые платформеры.

Новая Super Mario Odyssey не делает сияние более ярким, потому чтопрактически не преподносит ничего радикально нового, пусть иявляется потрясающей, идеально скроенной игрой, в которой хочетсяжить. Однако, она уверенно поддерживаем это сияние и наверняказаправила движок-генератор на добрые десять лет вперёд. А то и навсе двадцать, ведь столько времени прошло с момента выхода SuperMario 64, духовной и игровой наследницей которого представляется«Одиссея».



________________________________

Мне всегда казалось, что Марио долбит кирпичи головой. Серьёзно, увас наверняка появлялась такая же мысль. С самого детства я считалименно так и не мог понять, ну почему именно головой? Неужели емуне жалко свою героическую подставку для кепки? Время всё прояснило,и итальянский водопроводчик в моих глазах стал более уважаемойфигурой, ведь оказалось, что он, как заправский каратист, бьёт ихвсё-таки кулаком, а не своим резервуаром с серым веществом. С этимитальянским мастером газового ключа я провёл десятки, если не сотничасов, играя на NES, поэтому моё лояльное отношение к нему как кперсонажу легко объяснимо, ведь для меня он, как и для сотен тысячигроков по всему свету, стал первым значимым героем видеоигр.Прошло почти 25 лет с нашей первой встречи, а Марио всё ещёпродолжает хвастаться новыми играми. Впрочем, лично для меня далеконе все проекты с участием этого усача в синем комбинезоне выходятуспешным, но для себя я понял одно: Марио для меня – это синонимхороших платформеров и весёлых картингов.

Поскольку я изначально полюбил платформер с Марио, тонеудивительно, что впоследствии на всех консолях Nintendo, какие уменя были, я с удовольствием играл в новые части. У меня получилсяогромный разрыв между NES и DS, подаривший мне вау-эффект. Я говорюсейчас о New Super Mario Bros. Концепция со времён оригинальнойSuper Mario Bros принципиально не поменялась, но настолько обросладеталями и свежими геймплейными решениями, что напрашивалось лишьодно слово – эволюция. Разрыв между играми – 21 год, я жеознакомился с ними с разрывом в 15 лет и удивился, что Марио меняпо-прежнему поражал своей простотой. Дальше были New Super MarioBros. Wii и New Super Mario Bros. U, а в промежутке между ними япощупал Super Mario 3D Land.

И если серия NSMB практически не развивалась и хоть как-топопыталась поменять концепцию лишь в New Super Mario Bros. 2, тотрёхмерные игры начали для меня раскрываться именно с Super Mario3D Land. Тогда я ещё не знал о существовании Super Mario Galaxy…Весь этот кавардак с хронологией знакомств не испортил впечатлениени об одной игре. Более того, где-то в 2012 году я пощупал SuperMario 64 DS и был просто шокирован тем, насколько это крутая вещь.От оригинальной игры, вышедшей на Nintendo 64, меня отделяло 16 летжизни, но я с таким упоением погрузился в переиздание для DS, чтоначал находить отголоски Super Mario 64 в большинстве трёхмерныхигр про водопроводчика. Но практически всегда они медленно, новерно шли вперёд, предлагая свежий взгляд на некоторые старыерешения, приправленные новыми идеями.

Благодаря подобному непрерывному развитию игры серии Марио сталидля меня эталонными в жанре платформеров, причём не только 2D, но и3D формата. Это не значит, что я наплевательски отношусь к другимфраншизам, но мне кажется, что Nintendo вместе со своим главныммаскотом всех времён и народов научилась задавать тренды. Не каждойигрой, но как минимум самыми яркими своими продуктами.



Мне очень хотелось бы ещё раз вернуться назад во времени ивспомнить не менее забавный хронологический кавардак. Примерно вначале нового миллениума я в гостях у друга с упоением «рубился» вCrash Team Racing на PS1. Оговорюсь сразу, гонки – это вообще немой жанр, так же, как и хорроры (тут должна была начаться хвалебнаяода серии Luigi’s Mansion, но опустим). При этом Crash Team Racingсвоей бесшабашностью меня покорила. Мы гоняли с другом, швырялисьдруг в друга бонусами, бились с ботами и получали какое-тозапредельное количество удовольствия. Подобная формула картингов –это чистейший фан, его трудно с чем-либо сравнить. Это и нерейсинг, и не соревновательный экшн – это нечто среднее.

Позже, в годы владения DS я встретился с другими обладателямиконсоли на одной из сходок. Тогда ещё не было Nintendo Guardians, имы просто договаривались на главном городском консольном форуме«Dreamplaying», где я был модератором, а затем встречались вкаком-нибудь кафе, называя это «поинтовки». Игры мы выбирализаранее, поэтому Mario Kart DS я попробовал не столько по своейволе, сколько по просьбе других. Но это было прямое попадание всердце. Я почувствовал те же эмоции, что испытывал при игре в CrashTeam Racing. Как же так? Nintendo полностью украла механику?

Как модератор я регулярно постил всякие новости на форуме и ужетогда пытался что-то писать. Моё любопытство потянуло меня наизучение всех этих картинг-игр. Каково было моё удивление, когда явыяснил, что Mario Kart по факту является прародителем направления!Ещё в 1992 году для SNES Nintendo сваяла Super Mario Kart,послуживший основой для всех остальных игр не только серии от самойбольшой N, но и от других разработчиков.

Сейчас между последней Mario Kart 8 Deluxe и Super Mario Kartпропасть в четверть века. Mario Kart поменялась, и до сих пор поправу держит статус самых весёлых и мощных аркадных развлечений вжанре рейсинг. В формуле её успеха опять же заложены простые вещи.Первое – бонусы, влияющие на положение дел на трассе, второе –уникальные и необычные в плане дизайна трассы, третье – генераторазарта, граничащего с желанием людей быть первыми, четвёртое -знакомые персонажи из любимой многими франшизы. Как по мне, эти 4элемента эволюционируют, и благодаря ним серия живёт, постояннопритягивая ту аудиторию, которая уже не может без этих весёлыхпокатушек с бананами, пулями, осьминогами и другими плюшками.

Это весело. Вот так банально и просто. Для чего мы играем в игры?Для того чтобы развлечь себя, верно? Так вот Марио всегда был ибудет для меня синонимом веселья. Да, у него есть ужасныеспортивные игры, которые иначе как халтурой не назовёшь, у него также есть не очень сильные проекты в основной линейке, однакоподавляющее большинство ключевых игр – это генераторы веселья.Продуманные, сильные и созданные лишь с одной целью – повеселитьнас.

________________________________

В недавнем тексте про SNES Mini я упоминал, что не отношу себя кчислу двухмерных платформеров Super Mario, и этодействительно так. В детстве, года с 1996 по 1998 у меня были«Денди», но я не знал никого, кому бы нравилось играть на ней вSuper Mario Bros. И я сам, и друзья, и родной дядька,подаривший мне эту приставку, отдавали предпочтения боевикам и/илииграм с возможностью совместного прохождения.

В те времена Super Mario Bros. прилагалась в составе какого-нибудьсборника чуть ли не к каждой пиратской консоли, и все были уверены,что хорошую игру бесплатно не отдадут. Знакомых по мультфильмамгероев нет, взрывов нет, оружие почти не встречается, роботов нет,возможности играть вдвоём нет, крови нет – да кому вообще нужно этодурацкое Super Mario! Кроме того, я толком не умел проходитвыходившие на консолях тех времён игры, в том числе и Super MarioBros.

При этом мне нравилась аркадная по своей сути головоломка Dr.Mario, в которой нужно выкладывать линии разноцветных пилюльдля борьбы с вирусами. Впрочем, с культовым платформером эта игране связана почти ничем, кроме названия. Куда интересней то, что ябыл в восторге от оригинальной Mario Bros., где уже былипрыжки по платформам, но уровни почти не различались и умещались наодном экране. Сейчас про эту игру многие забывают, но там былнескончаемый экшен и кооперативный режим с возможностью гадитьнапарнику – прямо как я любил в те времена. Хотя такие игры, какChip ‘n Dale: Rescue Rangers, по вполне понятным причинам мне всёравно нравилась больше. Но затем «Денди» уступила место пиратскойSega Mega Drive, а ещё через пару лет – неожиданно мощномукомпьютеру, и лет на восемь я вообще забыл о существовании Марио.Что и не удивительно, ведь он не значил для меня ничего.


Такой была моя любимая игра с Марио

Возвращение к Nintendo состоялось только в 2009 году, когда яподружился с несколькими поклонниками Mario Party. Прежде я не былзнаком ни с жанром, ни с консолью Wii, а потому даже отнюдь нелучшая в своей серии Mario Party 8 меня всё равно покорила.Я открыл для себя много нового, и под совершенно иным угломвзглянул на мир видеоигр. Не меньший шок я испытал и от знакомствас Mario Kart Wii – оказалось, что гоночные игры могут бытьувлекательными даже без хип-хопа, неона, передовой графики и якобыреализма. Ничего подобного я не встречал прежде ни во временадвухмерных игр, ни на PC. В мою жизнь снова вернулись консолиNintendo и именно игры со словом «Mario» в названии стали для нихпроводником.

Чуть позже я добрался и до платформеров из серии New Super MarioBros. Но полюбить их у меня так и не получилось: попросту неинтересно в них играть, даже в кооперативном режиме, хотя теперьпрохождение мне вполне по зубам. И дело даже не в жанре, ведь япоклонник целого ряда платформеров для разных консолей. Затоизометрические Super Mario 3D Land и Super Mario 3DWorld, а также трёхмерные Super Mario 64DS и SuperMario Galaxy оставили меня в полном восторге. Каждый уровень вэтих играх продуман до мелочей, разработчики предсказывают наперёдвсе действия геймера и регулярно находят, чем его удивить, –фантазия авторов не иссякает.

Трёхмерные платформеры серии Super Mario примечательны тем, что онизадают новые стандарты жанра, становятся первопроходцем и эталоном,попутно экспериментируя. Nintendo задрала планку так высоко, чтопочти монополизировала жанр, как в случае и с Mario Kart.

Дальше – больше, ведь я открыл для себя, как много с этимперсонажем вышло разных замечательных RPG. Все говорят, что я началс худшей из них, но Paper Mario: Sticker Star пришлась мнепо душе, и только затем я последовательно купил три выпуска Mario& Luigi. Оказывается, если у сценаристов и дизайнеров естьталант, то чуть ли не любого персонажа можно сделать героем сразумножества игр, активно экспериментируя с жанрами. Отсутствие уМарио Марио сколь-либо значительной биографии позволяет вытворять сним всё, что угодно, отправляя во всё новые приключения, ипревращая то в воителя, то в спортсмена.

Как ни странно, но даже теперь слово «Mario» на обложке для меняничего особо не значит, ведь за ним может скрываться и плохая игра– в качестве примера можно назвать относительно недавнюю MarioTennis: Ultra Smash. Каждая новинка с этим персонажемпривлекает внимание, но далее всё равно нужно выяснять, что онасобой представляет. Когда стоит вопрос собственного удовольствия ипотенциальных трат времени, чрезмерные авансы не получает никто,даже самый знаменитый персонаж видеоигр.

________________________________

Loading Facebook Comments ...
Обзоры
Статьи

Приветствуем всех любителей игровой индустрии на официальной странице сайта http://game-review.su/ ! Здесь вы найдёте свежие новостные анонсы и сводки последних новинок, самые последние новости game сообщества, подробные обзоры, гайды, гиды и review игр на PlayStation, Nintendo, Xbox а также портативные консоли и ПК.

Мы постарались максимально максимально упростить страницы нашего портала и сделать интуитивно-понятными весь интерфейс сайта. Для Вашего удобства по всем разделам сайта есть удобный поиск по тегам, а так же общий поиск по сайту. Каждая новость или заметка содержит модуль комментирование, плюс всегда рады Вашим постам в социальных группах Game - Review